Советы по написанию трека

Дата: Декабрь 14, 2015. Рубрика: Обучение.

Советы по написанию трека

В этой статье приводятся некоторые советы по написанию фристайл треков на FL Studio. Статья рассчитана  на новичков, но и опытные музыканты найдут для себя что-нибудь интересное.

Прежде всего нужно хоть немного разбираться в программе, понимать что такое пианоролл, плейлист и многое другое. Освоить азы вам поможет замечательное видео для новичков:

Основой всей композиции является мелодия. Если мелодия плохая или вовсе отсутствует (да, такое тоже бывает, как ни странно), то трек надоест слушать уже спустя несколько дней. Красивую же мелодию люди всегда напевают и она надолго врезается в память слушателей.

Во фристайле мелодия играет очень важную роль. Именно она придает фристайлу ту мощь и красоту, чем так славится этот жанр. Не сочинив хорошую мелодию, нет смысла продолжать работать над треком. Да, возможно он окажется неплох и качество может быть отличное, но вскоре забудется. Поэтому не поленитесь поработать подольше над основной мелодией трека, результаты превзойдут все ожидания. К тому же вы всегда можете сделать новую, более качественную версию своего трека с той же мелодией.

Не сочиняйте мелодию по принципу: «Накидаю вот тут нот и будет нормально». Если у вас развит музыкальный слух, то все происходит интуитивно и мелодии пишутся как бы сами собой, достаточно использовать свой слух. Если слух не развит, то нужно обязательно его развивать, стоит изучить Элементарную теорию музыки (ЭТМ) и постоянно практиковаться в написании мелодий.

Сэмпл хит встречается во многих фристайл композициях. Тут вроде бы все понятно, однако встречается такое, что хит ставится не в тональность. Это происходит из-за того, что он вырезан из какого-то другого трека, а ведь тот трек может быть в другой, отличной от вашей, тональности. И треки с неправильно поставленным хитом режут слух из-за дисгармонии. Лучше вообще не вырезать сэмплы (за некоторым исключением),  а использовать оригинальные. Если же очень хочется вырезать, то нужно обязательно подогнать его в тональность вашего трека.

Очень важно построить структуру трека — вступление, основная тема, развитие, окончание. Структура в разных треках разная. В одних она начинается с мелодии, в других с ударников, в третьих — с пэдов и так далее. У каждой композиции свои особенности, но принцип общий. Важно донести до слушателя идею трека. Не желательно проигрывать одно и тоже в течение долгого времени. Это может быстро надоесть. Хотя бывает и такое, что однообразие идет треку на пользу, но это скорее исключение, чем правило.

Freestyle композиция должна «рвать» от начала и до конца. Можно встретить треки с отличной идеей, но посредственной реализацией, когда вначале трек звучит очень хорошо, затем музыкант не развивает идею дальше и все заканчивается неудачной концовкой.  Возможно, это происходит из-за нехватки опыта, а может быть просто непонятно как продолжить трек. Стоит отложить работу до поры до времени, чтобы продолжить ее спустя некоторое время.

Большинство пишут треки так: на мастер повесят компрессор или лимитер, максимайзер и начинают писать с ним. В итоге они не понимают как инструменты звучат по-настоящему, своей реальной громкостью, и как следствие, наступает эффект домино, каждый последующий инструмент просто засоряет пространство, а не вписывается в него. В итоге звук такой, что хочется сделать потише, острый рваный звук, режущий уши.

Нужно вначале написать трек, а затем уже мастер эффекты накладывать. В начале нужно написать, все распанарамировать, проэквализировать, отсайдченить, а потом положить на мастер что-либо, чтобы наполнить звук мощью, теплыми красками.

Когда максимайзер на мастере, он старается тянуть до нуля децибел любой звук — будь-то один синтезатор или 30. В итоге звуковое пространство ограничено, а звука в 5 раз больше чем нужно, так как все вновь добавляемые инструменты у человека, выкручены на максимум. Следует понимать, что один инструмент — может быть сделан на 100% громкости, 2 инструмента уже на 75% громкости должны звучать, 3 инструмента — на 60%. Чтобы место оставалось, чтоб инструменты раскрывались. Плюс еще и громкость инструмента важна в своей группе, ударная партия и бас, лиды и пэды, высокие хэтсы и перкуссии.

Есть люди которые делают все это по цифрам и графикам, просто используя мат. часть — такие и без звука в тишине сгруппируют инструменты. Обычно делают на слух, иногда посматривая на графики.

То, что не получается свести громкостью, можно свести сайдчингом в частотном диапазоне. Понять почему инструмент играет плохо(не слышно его или он искажается). Чтобы это понять, нужно взять этот звук в проекте, отступить от проекта поставить его, затем добавить ударку — если звук раскрывает себя, продолжать наращивать партии, и тогда, на определенном этапе, приходит понимание — с чем этот звук конфликтует, и тогда уже — когда выявив проблему можно использовать приемы сведения.

Понятно дело, что высокие пищащие звуки не могут звучать плохо из-за кика или баса — это разная частота. Поэтому очевидные вещи можно сразу откинуть.

Иногда бывает, что звук кажется «пластмассовым». Это можно поправить хорусом, хорус еще и распанорамирует звук в пространстве — объемнее зазвучит, но нужно смотреть по ситуации, подойдет или нет.

Теория важна, но слух еще важнее. Предпочтение всегда следует отдавать слуху, даже если вам кажется, что тут по теории не должно быть так. Разумеется, не стоит писать треки в наушниках за 200 рублей, иначе трудно будет понять как звучит тот или иной инструмент.

После того, как трек написан, нужно обязательно прослушать его на различных аудиосистемах. Иногда трек, который писался с использованием наушников звучит совсем по другому в помещении.

Администрация выражает благодарность Антону Аганину за помощь в написании этой статьи.

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *